Что такое VST?

Что такое VST?VST-технология, а также такие термины как VST-инструменты («VST-instruments», VSTi), VST-эффекты («VST-effects») и VST-плагины («VST-plugins») – это понятия, с которыми рано или поздно столкнется человек, начавший заниматься обработкой звука и электронной музыкой.

Существуют разные варианты расшифровки данной аббревиатуры: VST – это «Virtual Studio Technology» или «Virtual Synchronization Technology», то есть это широко распространенный формат приложений к звуковым редакторам, реализовавший принципиально новые возможности работы со звуком и работающий по протоколу MIDI.

Немного истории

Данный формат был изначально разработан фирмой Propellerheads, автором всемирно известной виртуальной студии под названием Reason. Возникновение новой технологии для работы со звуком было вызвано тем, что средств обработки звука аппаратными студийными устройствами, а также стандартными эффектами и эквалайзерами было уже недостаточно. В связи с этим Propellerheads создало совершенно новую технологию — виртуальный синтезатор, являющийся аналогом «железного» синтезатора. То есть VST изначально создавалось как прототип аналоговых синтезаторов, а последние в свою очередь как имитация звуков «живых» инструментов. Поэтому развитие VST-технологии всегда двигалось в сторону максимального оживления электронного звука и имитации приемов «живого» исполнения. С другой стороны, VST-инструменты способствовали развитию электронного звучания: создание программистами новых виртуальных инструментов позволило музыкантам создавать абсолютно новый спектр звуков, добиваясь новых выразительных средств и оттенков.

Создав первый виртуальный синтезатор, Propellerheads предложило фирме Steinberg, создателю легендарного редактора Cubase, а также широко известного программного продукта Nuendo, реализовать данную технологию в секвенсоре Cubase. В результате их совместными усилиями была создана технология ReWire, осуществляющая синхронизацию работы программы-секвенсора и различных плагинов, а также позволяющая в одном редакторе открывать другой для использования дополнительных средств работы. После этого идея создания VSTi была полностью передана Steinberg, вот почему возникновение VST-плагинов и инструментов связывают в первую очередь с этой фирмой.

Сначала применение VST-инструментов была преимуществом исключительно секвенсора Cubase, но позже другие фирмы купили у Steinberg права на реализацию VST-технологии. На сегодняшний день практически в любом серьезном профессиональном и даже полупрофессиональном звуковом редакторе любого типа (автоаранжировщик, нотный редактор или программа-конструктор) есть поддержка VST и DirectX плагинов.

«Начинка» для «скелета»

Как известно, средствами одной только программы-секвенсора не создать полноценное произведение с профессиональным качеством. Особенно остро такая ситуация чувствовалась раньше. На сегодняшний день в комплект поставки последних версий Sonar 7 и Сubase 4 входит большое количество виртуальных инструментов, звуковых модулей и синтезаторов, хотя никто не запретит подключать к программе еще целый ряд дополнительных плагинов, которые существуют уже в огромном количестве. С одной стороны, такая комплектация всемирно известных секвенсоров превращает данные программы в полноценные виртуальные студии, наполненные до краев виртуальным оборудованием, с другой стороны, это весьма увеличивает стоимость программного продукта и соответственно его размер на жестком диске. Кроме того, ужесточаются требования к системе: пользователь Cubase 4 или Sonar 7 нуждается в мощном процессоре, необходим также большой размер оперативной памяти для полноценной работы с виртуальными инструментами. Но стоит заметить, что использование «начинки» в виде VST для звукового редактора все же весьма удобно. В целом, размер VST-инструментов выгодно отличается от размера дополнительных банков звуков, к тому же замена банков звуков на соответствующий VST-инструмент бывает очень уместна и выгодна при правильном использовании последнего.