Цифровые музыкальные инструменты Steinberg

Цифровые музыкальные инструменты SteinbergSteinberg Cubasis VST 4

Cubasis VST 4 и его свита — Master Unit, WaveLab Lite и AIST MovieXone. Цена в Украине — $85

На данный момент существуют сотни различных VST plug-ins (полный их список приводится на сайте www. kvr-vst. com ) — все они подразделяются на несколько больших групп. VST-инструменты — это различного рода синтезаторы и программные звуковые генераторы, принимающие в качестве входной информации поток midi-событий, или, проще говоря, midi-дорожку, и «выдающие» на выход обычный аудиотрек. Среди них есть как простые бесплатные модули, так и сложнейшие высококачественные сэмплеры стоимостью до нескольких тысяч долларов! Кстати, вместе c Cubasis VST 4 поставляются несколько стандартных инструментов и усеченная версия еще одного уникального продукта, издаваемого под маркой Steinberg, — (:wizoo:) Virtual Guitarist. речь о которых пойдет чуть ниже.

Другая большая группа — VST-эффекты — позволяет в реальном времени производить обработку аудио — или midi-треков. В этом разделе также наблюдается великое многообразие. Здесь можно найти аналоги практически всех устройств обработки, которыми буквально напичкана любая современная студия звукозаписи. Но стоимость их, конечно же, несоизмеримо меньше, чем у «железных» родственников, хотя цена некоторых модулей, реализующих «фирменные» алгоритмы, тоже может исчисляться трехзначными числами.

Одни VST-эффекты служат для реализации творческих замыслов звукорежиссера и условно называются «искажающими » — сюда относят различные ревербераторы, фазеры, задержки, модули типа «дисторшн» или «овердрайв» и др. Другие же, наоборот, призваны «очищать » и «уплотнять » исходный аудиоматериал — в их число попадают эквалайзеры, компрессоры/лимитеры, энхансеры и другие plug-ins для мастеринга записи.

Среди VST-эффектов встречаются и те, что работают не с аудиодорожкой, а с midi-последовательностью, и соответственно изменения вносятся именно в порядок следования midi-событий. Чаще всего это midi-ревербераторы, задержки и так называемые хуманайзеры (humanizers ) — модули, вносящие в midi-трек чуть заметную хаотичность, характерную для «живого» исполнения. Хуманайзерам подобны плагины типа VST-входы — подключив такой plug-in к одному из midi-треков, можно не писать партию самому, а положиться на автогенерацию. К ним причисляют аккомпаниаторы, арпеджиаторы, барабанные библиотеки, работающие на основе анализа других аудио — или midi-треков.

Но технология VST — не единственное, чем способны похвастаться пакеты серии Cubase. На уровень профессионального ПО эти продукты выводит еще одна технология, авторство которой принадлежит также Steinberg. Речь идет о программном интерфейсе ASIO (Audio Streaming Input Output), обеспечивающем великолепную производительность и позволяющем обрабатывать множество аудиопотоков в реальном времени. Справедливости ради следует заметить, что VST и ASIO — не абсолютное ноу-хау в мире музыкальных PC. Практически аналогичные функции предлагают и средства Microsoft DirectSound/DirectMusic, входящие в состав DirectX. Однако быстродействие данных API и удобство программирования для них оставляют желать много лучшего, и именно это побудило Steinberg создать альтернативу. Тем не менее, ASIO-драйверами снабжены лишь профессиональные (ну, или полупрофессиональные) платы, а также самое новое поколение обычных аудиокарт, например Creative Audigy или встроенное аудио чипсета NForce. Впрочем, данный факт не означает, что Cubasis‘ом смогут воспользоваться лишь счастливые обладатели ASIO-совместимого «железа» — в комплекте с пакетом поставляется специальная утилита, транслирующая вызовы ASIO в DirectX.

Еще одна «фирменная» фишка Steinberg — графический интерфейс пакетов. Основная идея, согласно которой он создавался, заключается в том, чтобы сделать его максимально удобным для специалистов, более привыкших крутить ручки микшера и устройств обработки, чем нажимать компьютерной мышью на «виртуальные» экранные кнопки. В связи с этим львиная доля средств Steinberg напоминает настоящие «железные» звуковые модули (а соответственно используется и профессиональная терминология). Начинающему музыканту подобный подход может показаться несколько устрашающим, а некоторые решения — и вовсе нелогичными. Зато, если хорошо освоить интерфейс Cubasis, внешний вид любой студийной консоли больше не вызовет благоговейного трепета.

Ну а теперь, вооружившись знаниями о том, чем же отличаются секвенсоры Steinberg от множества остальных, обозревать пакет станет намного проще. Основное рабочее поле Cubasis — Arrange — наглядно представляет список аудио — и midi-дорожек, а также их параметров (Track Info ) и отдельных составляющих (Part ). Набор установок для треков типа Audio и Midi различен, поэтому рассмотрим их отдельно.

Audio Trek служит для размещения обычной звуковой фонограммы, предварительно импортированной из внешнего файла (File — Import — Audio File… ) или же записанной прямо в Cubasis с помощью функции Record на панели Transport. Среди форматов, которые распознает секвенсор, имеются как классические (WAV, MP3), так и не совсем — например, в качестве отдельного аудиофрагмента можно использовать файл формата программы Steinberg ReCycle, предназначенной для создания ударных или инструментальных петель, из которых «плетется» музыкальная канва большинства современных композиций.

Самые важные настройки аудиотрека находятся на панели VST Channel Setiings — здесь расположены два канала параметрического эквалайзера (EQ ) с ручками управления предусилением (Gain ), частотой (Frequency ) и шириной полосы среза (Q ), а также параметры канала Insert, куда подключаются различные VST-эффекты. Общий амплитудный и панорамный баланс всех аудиотреков устанавливается из панели VST Channel Mixer, где есть отдельные фейдеры для моноканалов и стереогрупп. Отсюда же сведенную запись можно экспортировать в аудиофайл.

Несколько по-другому происходит работа с midi-треками. Самый важный параметр в настройках такой дорожки — выходное устройство. Безусловно, Cubasis «распознает» любой аппаратный синтезатор, инсталлированный в систему (чаще всего это WaveTable — или DLS-совместимый синтезатор аудиокарты), однако чаще всего их качество сильно «не дотягивает» до VST-инструментов, да и «казенное» звучание среднестатистической платы не позволит реализовать творческий замысел как хотелось бы.

Итак, VST-инструменты. В комплект с Cubasis входят полные версии следующих модулей: два полифонических аналоговых синтезатора общего назначения CS40 и JX16 ; два басовых синтезатора, один из которых имитирует обычный аналоговый блок Neon, и второй, выполненный по «классической» сэмпловой технологии, — VB-1; драм-машина LM-9 с двумя наборами ударных — акустическим и электрическим; оригинальный полифонический вокальный синтезатор Brother Gregory. позволяющий воссоздавать пение мужского хора, и универсальный 16-канальный синтезатор Universal Sound Module. Кроме вышеуказанных plug-ins, на CD с Cubasis также находится демо-версия «аналогового» басового синтезатора Tau от компании Muon Software.