Создание техно-музыки в Image Line FL Studio 4.51

Создание техно-музыки в Image Line FL Studio 4.51Я не буду лукавить, если скажу, что практически все современные модные электронные музыканты используют Image Line FL Studio либо Propellerhead Reason. Это можно понять сразу после первого знакомства с этими программами, которое обычно начинается с прослушивания демо-композиций. До боли родные звуки, до тонкости «вылащенное» качество…

Совсем немного истории и введение

Между тем у FL Studio, о которой пойдет речь в этом материале, достаточно большое и славное прошлое. Лично я помню ее еще «маленькой» — Frootyloops’иком:). Небольшая независимая разработка от Didier Dambrin попала в мои тесты в 1999 году.

В основу программы легла достаточно простая идея сэмплера/секвенсора с поддержкой MIDI и возможностью экспорта в wav. Стоит отметить, что в то время Frootyloops была не единственной в этой нише, достаточно вспомнить MakingWaves и Tuareg.

Этот пласт программ отличался от обычных программных MIDI-секвенсоров тем, что их графический интерфейс структурно и внешне повторял реальные прототипы ритм-машин Roland TR-808 или TR-909.

Эти модели позволяли синхронно воспроизводить восемь отдельных ударных инструментов (бас-бочка, малый барабан и т. п.), для каждого из которых была предусмотрена своя дорожка. Общая партия загружалась фразами (pattern), состоящими из одного (или нескольких) тактов, разбитых по 16-й (или более крупной) сетке.

На рисунке я воспроизвел простейшую эмуляцию процесса создания ритмической партии в FL Studio, которая полностью соответствует работе с прототипом TR-909. На самом деле, все современные программные ритм-машины построены по этому же принципу.

Создав, таким образом, несколько различных ритмических фраз и, сохранив их как разные pattern, мы столкнемся с необходимостью установления порядка в их воспроизведении. То есть, нужен секвенсор. В варианте FL Studio он называется плэй-листом (Playlist).

Из рисунка видно, что мы просто раскладываем «кирпичики» по сетке времени, каждый из которых соответствует определенной ритмической фразе. В результате получается полноценная партия ударных со сбивками, сменами рисунков и т. п. Как видите, это очень просто и удобно.

Что касается самих ударных инструментов, то они загружаются в виде отдельных сэмплов, а их редактирование выносится в отдельное окно (на рисунке показаны две его закладки).

Количество инструментов не ограничено. Теперь стоит перейти к другому устройству прототипу, которое также оказало влияние на формирование современных программных моделей, а именно, TB-303.

Аббревиатура «TB» расшифровывается как «Transistor Bass». То есть, идеей Roland было создание ритма и аккомпанемента, работающих по одной схеме (взамосвязанно (!), на самом деле TB-303 выпускалась как часть модуля, другой половиной которого была ритм-машина TR-606). Заметьте, что в TB-303 уже имеется музыкальная клавиатура, но фраза также разбивается на равные интервалы. Данная машинка уже не раз повторена в программном виде, как говорится, «один в один». В варианте FL Studio мы получаем несколько другую разновидность.

Мы можем загрузить виртуальную клавиатуру, с помощью которой создается мелодическая фраза, а также указать для каждой ноты значение таких параметров как Pan, Velocity, Filter Cut, Filter Res, Pitch, Shift, в отдельном, очень удобно сделанном, окне.

И уже на данном этапе мы можем создать стандартную техно-композицию, используя мелодические и ритмические фразы. Но, на этом функциональные особенности программы не заканчиваются, а только начинаются. Переходим к следующему разделу.

Комбинирование фраз и длинных файлов в плэй-листе

В приведенных выше примерах мы оперировали родственной связью между интерфейсом FL Studio и семейством устройств Roland. Но в последнем варианте есть строгое разграничение на отдельные фразы (один или несколько тактов), из которых по кубикам собирается композиция. Поэтому можно сказать, что на этом родство данных систем заканчивается, и начинаются уникальные принципы организации рабочего процесса, свойственные только для интерфейса FL Studio. Наиболее близко к ней стоит Propellerhead Reason, но различия есть и здесь.

Мы можем оперировать фразами совершенно различными по времени, при этом в плэй-листе можно одновременно совмещать импортированное или записанное аудио, длинные MIDI-файлы, собственные pattern’s программы. Это настолько удобно, что я бы назвал этот секвенсор одним из лучших нынеизобретенных.

При хорошо отлаженной рабочей схеме стандартный техно-ремикс можно собрать за два часа. При этом, используя большое количество синтезаторов, встроенных в программу, запись MIDI-треков можно производить в режиме реального времени. На каждый эффект можно сделать автоматизацию — запись изменения его параметров в режиме реального времени. И таких удобных функций не пересчитать.

Рабочий интерфейс программы

Единственный минус, за который часто приходится ругать программы — это громоздкий многооконный интерфейс… FL Studio в данном случае исключение, поскольку интерфейс у программы полностью трансформируемый.

Итак, сверху мы имеем в наличии место для «скользящих» панелей, в числе которых:

  • Главное меню (Main Panel).
  • Транспортная панель (Transport Panel).
  • Панель переключения у управления patterns (Pattern Panel).
  • Индикаторы выходного сигнала (Output Monitor Panel).
  • Индикатор загрузки CPU (CPU Panel).
  • Панель «горячих» кнопок (Shortcut Panel).
  • Управление воспроизведением/записью (Recording Panel).
  • Временной индикатор (Time Panel).

Все они являются «скользящими», то есть интерфейс верхней части экрана можно менять по своему усмотрению. Для переноса достаточно ухватить указателем мыши любую из панелей за «ушко».

Традиционно слева находится браузер, в котором можно найти действующие банки сэмплов, инструментов и эффектов, а также полную информацию по текущему и другим проектам.

И, конечно, по центру находится сама рабочая область, в которой мы и производим основные действия.