Как ни странно, сегодня, чтобы писать музыку, необязательно даже знать нотную грамоту. Впрочем, музыкальная школа за плечами совсем не помешает.
Тема создания музыки на ПК довольно объемная, поэтому поговорим только об основах. Уточню, что в дальнейшем я буду называть начинающими тех, кто или вообще никогда не занимался сочинением музыки, или пользовался пару раз какой-либо программой. Под любителем станем понимать не только человека, накопившего кое-какой опыт, но и того, кто без особых затруднений работает с любыми программами и инструментами. В сущности, последнего можно считать профессионалом, но оставим это звание музыкантам, уже добившимся общественного признания.
Для построения собственной композиции в первую очередь необходимо создать серию сэмплов, из которых она и будет состоять. Сэмпл (sample) — это аудиофрагмент длительностью в несколько секунд. Чтобы его получить, надо написать мелодию или просто звуковую партию в секвенсере, набирая последовательность нот, чем мы сейчас и займемся.
Секвенсеры
Именно здесь зарождается музыка. Предназначен секвенсер главным образом для написания фрагментов, из которых будет состоять композиция. Автору нужно лишь приложить небольшие усилия для сочинения нетленных мелодий. При этом используются два вида данных: оцифрованные звуковые фрагменты и MIDI-последовательности (нотная информация). Возможность работы с аудиофрагментами является для секвенсеров дополнительной, основная их функция — нотная запись мелодий для разных инструментов и их объединение, в результате чего получается трек (track) — композиция, состоящая из набора звуковых дорожек.
Любой секвенсер предлагает стандартный комплект музыкальных инструментов, среди которых пианино, гитара, скрипка, ксилофон, духовые инструменты, синтезаторы, ударные, — всего 128 инструментов. На первый взгляд слишком много, но на самом деле это довольно скромное количество.
Стандарт MIDI используется на синтезаторах для набора мелодической основы. Разделяют три слегка различающиеся спецификации MIDI: GM (одна из первых), GS (самая распространенная) и XG (разработанная Yamaha).
Характерная особенность MIDI-файлов — маленький размер и возможность прослушивания через любой стандартный проигрыватель. Файл MIDI состоит из определенного числа дорожек, каждая из которых соответствует отдельному музыкальному инструменту и содержит нотные данные. На обыкновенном аппаратном синтезаторе мелодию для любого инструмента записывают отдельно, набирая ее на клавишах. Затем включают все эти инструменты в нужном порядке и получают композицию. Это называется микшированием (сведением). Таким же образом, имея несколько инструментов в программном секвенсере, ноты указывают в специальном окне, задавая длительность звучания.
Традиционный интерфейс секвенсера напоминает клавиши рояля, расположенные, как правило, вертикально с правой стороны экрана. В самом низу окна находятся низкие ноты, с перемещением вверх повышаются и ноты. Здесь же задаются тона и полутона. В верхней части программного окна обычно имеется похожая на шкалу линейка. На ней отсчитывается время звучания фрагмента (в долях секунды). В центре присутствует таблица, где следует заполнять клетки. Длина нарисованной вами горизонтальной полосы означает время звучания ноты. В данном окне программы набирается мелодия, и таким образом получается клип (сlip). Это звуковой фрагмент, содержащий, в отличие от аудиосэмпла, нотные данные. Его длительность тоже обычно равна нескольким секундам. (Ниже будет рассказано о том, как из MIDI-клипа получить аудиосэмпл.)
При работе с секвенсером не только задают ноты, инструменты и громкость звучания каждого из них. Можно также украсить композицию стандартным набором эффектов, немного изменив звук определенных инструментов или добавив, к примеру, небольшое эхо.
Обычно в секвенсерах наличествует и второе окно, где написанные фрагменты (клипы) упорядочиваются в нужной последовательности. После этой операции, называемой микшированием, получается готовая композиция. Традиционно человек, не знающий нот, набирает в секвенсере примерную мелодию, которую хотел бы слышать, после чего пытается устранить ошибки, удаляя лишние или добавляя необходимые ноты. Людям, знакомым с нотной грамотой, имеет смысл приобрести специальную MIDI-клавиатуру (хотя стоит она куда дороже компьютерной). В этом случае отпадает нужда вырисовывать на экране ноты по слуху. Бывают и такие секвенсеры, в которых возможен набор нот с обычной компьютерной клавиатуры. Но этот вариант скорее подходит не для сочинения музыки, а для развлечения, поскольку передача данных с такой клавиатуры происходит очень медленно. Задержка идущего сигнала составляет около 80 мс, что при прослушивании весьма заметно.
Секвенсер напрямую обращается к набору музыкальных инструментов (Wave Table), встроенному в процессор звуковой платы, от которого зависит качество получаемого MIDI-сигнала. Довольно часто можно встретить процессоры Roland выпуска 1996 г.; из более качественных и дорогих стоит упомянуть изделия известных производителей синтезаторов EMU и Yamaha.
Сегодня очень популярны системные платы с интегрированными возможностями воспроизведения звука. Но если в работе с простым аудиосигналом такие продукты не слишком уступают «классическим» звуковым платам, то по качеству MIDI-звучания они отстают очень сильно. Так что оптимальным по соотношению цена/качество вариантом для начинающего и любителя будет плата линейки Sound Blaster Live. Обладателям примитивных дешевых устройств рекомендую либо заменить их, либо попробовать специальные программы, эмулирующие наборы музыкальных инструментов Yamaha, Roland и других производителей процессоров. Правда, как показывает опыт, эмуляторы способствуют частому зависанию некоторых ПК.
Запись и сведение
Звуковые редакторы. Для современного музыканта (и даже группы) основными средствами записи служат звуковые редакторы. Самая главная функция этих программ — запись аудиофрагмента в виде обычного аудиофайла. Все довольно просто: берем микрофон, подключаем его к соответствующему входу звуковой платы, устанавливаем редактор в режим записи, и можно начинать исполнение нужного фрагмента (будь то гитарная партия или вокал). Если при прослушивании заметно некоторое шипение, попытайтесь избавиться от него путем настройки микрофона. Например, в Windows XP выберите «Пуск•Панель управления•Звуки и аудиоустройства» и перейдите на закладку «Речь•Проверка». Здесь громкость микрофона регулируется так, чтобы количество помех было минимальным. Однако, используя устройство стоимостью 100 руб. рассчитывать на качество не приходится. Для хорошей записи нужен микрофон соответствующего уровня.
Кроме того, в случае встроенных аудиоплат не последнее место занимает проблема помех, создаваемых самой системной платой, — порой при воспроизведении записи отчетливо слышно, как вы щелкали мышью, открывая какие-либо окна. В Интернете можно найти полезные советы по доработке звуковой платы путем экранирования помех.
Предпочтительнее внешние аудиоплаты, подключаемые к ПК через USB-порт (к примеру, Sound Blaster Extigy). У них уровень помех минимален.
Но как бы вы ни старались избавиться от шумов, они все равно будут присутствовать. Здесь и приходят на помощь звуковые редакторы, позволяющие после записи аудиосигнала применить различные фильтры для шумоподавления и получить более чистый звук. Следующий шаг — выделение из записанного фрагмента нужных частей, т. е. собственно редактирование.
И вот все сделано, но чего-то не хватает. Тогда обработайте фрагмент с помощью стандартного набора эффектов, поставляемых со звуковым редактором, в результате чего получится материал, по качеству не уступающий студийному. Кроме эффектов, в редакторах используются стандартные студийные «процессоры эффектов» (Fade In/Out, Crossfade, Invert phase, Reverse, Change gain, Harmonization, Pitch bend и др.).
Помимо создания сэмплов редакторы применяют для перенесения фонограмм с какого-либо носителя на компьютер (сохраняя музыку в WAV, MP3, OGG и других форматах). Очень удобно использовать для таких записей вышеуказанные «процессоры эффектов». Так, уменьшить длину композиции можно, к примеру, плавно срезав конечную часть фонограммы процессором Fade Out. В этом случае громкость просто равномерно снизится до нуля, а само сокращение при прослушивании не будет заметно.
Итак, сэмплов у вас достаточно. Для их сведения в единую законченную композицию используют программы-сэмплеры.
Сэмплеры. После записи «живых» инструментов и вокала в звуковом редакторе мы имеем готовые сэмплы. В сэмплере они расставляются в нужном порядке и подгоняются друг к другу таким образом, чтобы все партии звучали согласованно. Сэмплинг (sampling) — сведение сэмплов — не менее важен, чем работа с секвенсером. С помощью сэмплера создаются аранжировки будущей композиции. Выбор того или иного варианта может повлиять на дальнейшую судьбу произведения как положительно, так и отрицательно, поэтому сэмплингу следует уделять большое внимание.
Сэмплер состоит из определенного количества каналов, в каждом из которых используются свои сэмплы. Допустим, у нас имеется несколько сэмплов ударных и гитары. Расставляем ударные в одном канале, а партии гитары — в других. Чередуем их в определенном порядке и получаем один из возможных вариантов трека. Важно подобрать сочетания сэмплов так, чтобы трек звучал наиболее близко к первоначальному замыслу. Данный процесс для каждого музыканта индивидуален, как и написание самой мелодии, поэтому бессмысленно что-либо советовать.